Четверг, 13.12.2018, 04:53
Приветствую Вас, Гость

Образовательные стандарты. 

Федеральные государственные образовательные стандарты в ДОУ 

Приказ об утверждении ФГОС дошкольного образования 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ФГОС

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Стандарт учитывает

  • Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности освоения ребёнком программы на разных этапах её реализации.

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства;
  • полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ

  •  Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие коммуникативных навыков; развитие социального и эмоционального интеллекта, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения.
  1. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; патриотическое воспитание;
  2. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
  3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  4. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни.

Актуальность проектной деятельности при работе с дошкольниками.

Ребёнок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых приключений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляются в поисках деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисков деятельности детей – метод проектирования. Главное его достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

– принять и освоить цель, актуальную для них;

– выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

– решать творческие споры, достигать договорённости;

– оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

– обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как своё поражение.

Реализация подобных проектов показывает, что дети старшего возраста естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные интеллектуальные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. Руководителю проекта не удалось обнаружить потолка природоведческих знаний, дойдя до которого дети отказались бы работать. С предложенными заданиями они справляются легко, с огромным интересом, любопытством и, что особенно важно, при минимальной помощи взрослого. Это свидетельствует об успешной обучаемости дошкольников в процессе реализации проектной и исследовательской деятельности и позволяет предположить, что старший дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный период для восприятия общебиологических закономерностей.

При этом разнообразные экологические и естественнонаучные представления и знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Рано или поздно эти знания дети получат в школе. Содействие формированию начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат) – вот актуальная проблема, которую необходимо решать педагогам дошкольного учреждения. Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ организован с  учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточно материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период—2-3 недели.

Тема  отражается в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках развития.

В Программе «От рождения до школы» для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное.

Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

(По материалам примерной основной общеобразовательной программы

«От рождения  до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)